Свами Нитьянанда Гири. Подготовка физического тела к практике медитации. Часть 1.

Вступление.

Все, кто читали книгу Парамахамса Йогананды “Автобиография йога”, великого Учителя йоги середины прошлого века, сделавшего очень много для развития йоги на Западе, знают о традиции крийя-йоги Бабаджи-Шри Лахири Махасайя. Если еще не читали – необходимо прочесть он-лайн (к примеру, ЗДЕСЬ) или купить (к примеру, ЗДЕСЬ).

От Шри Лахири Махасайя линия передачи разделилась на две – как обычно, от Учителя к ученику (в первую очередь, к Шри Юктешвару Гири, Учителю Парамахамса Йогананды), а также по семейной линии от Лахири Бабы – к своим детям.

Учителя обеих этих ветвей крийя-йоги в настоящее время доступны. Их можно найти, услышать, увидеть. При желании, принять как Учителей и получить посвящение в практику крийя-йоги. Т.е. посвящение в реальную традиционную технику медитации.

Одним из современных Учителей линии, идущей от Шри Юктешвара Гири к его ученикам является Свами Нитьянанда Гири, традиционный индус, с ранних лет воспитывавшийся в атмосфере духовного знания и йоги. В 1994 году он получил практику крийи и инициацию в монашеский орден Гири.

Недавно он написал книгу “Крийя-йога: Наука о жизненной Силе”. В этой книге он очень глубоко, ссылаясь на огромное количество священных текстов, объясняет и обосновывает медитативную практику крийя-йоги. Некоторые выдержки из его книги могут быть очень интересны современным людям, занимающимся хатха-йогой и пытающимся найти за этим что-то большее, чем просто гимнастические упражнения. Лично для меня, скажем, нет никаких сомнений, что искренняя ежедневная практика хатха-йоги несомненно приводит к появлению более глубокого знания о йоге в целом, и рано или поздно притягивает в жизнь того Учителя, который должен в нее придти. Свамиджи же в своей книге в том числе кратко, но чётко излагает необходимые подготовительные этапы для практики медитации. И хатха-йога является едва ли не важнейшим элементом этой подготовки.

В этой статье я представляю первую часть перевода одной из глав его книги, которая называется “Практика крийя-йоги”. Основная тема – как корректно и традиционно подготовить физическое тело человека к ежедневной практике медитации.

Свами Нитьянанда Гири.

Из книги «Крийя-йога: наука о жизненной силе».

Подготовка физического тела к практике медитации – выдержки из главы «Практика крийя-йоги».

Практика медитации в крийя-йоге основывается на дыхании, поэтому ею может заниматься любой человек, пока он способен дышать. Однако для полноценной практики нам необходимо здоровое тело. Для этих целей были созданы различные очистительные техники, асаны и другие йогические упражнения. В современном мире они широко известны и популярны. Любые подобные техники не противоречат традиционным системам медитации, но помогают и дополняют их. Людям физического труда необязательно регулярно выполнять эти подготовительные техники. Те же, кто чья работа преимущественно не связана с физической активностью, должны ежедневно их выполнять.

1. Энергетизирующие упражнения Шри Парамахамса Йогананды.

Парамахамса Йогананда создал систему этих упражнений для того, чтобы подготовить тело к практике медитации. Этим техникам не обучают в других линиях передачи крийя-йоги, идущим от Шри Лахири Махасайя. Однако принцип, лежащий в основе этих практик тот же, а именно, осознанность к внутренним ощущениям движения жизненной силы, Праны. Учитель, владеющий принципами сложения и вычитания в математике, может легко создать множество примеров для своих учеников, основанных на этих принципах. Упражнения Парамахамса Йогананды соединяют волю человека с жизненной силой посредством специальных упражнений, вызывающих последовательное напряжение и расслабление разных участков тела. Обучиться этой практике можно на занятиях в школах Йогада Сатсанга.

2. Крийя хатха-йога.

Для подготовки к медитации можно прибегнуть и к традиционным техникам хатха-йоги. Асаны хатха-йоги таковы, что при выполнении наклонов вперед, воздух покидает легкие, а при прогибах назад – наполняет их, хотя практикующий может этого и не замечать. Этот процесс называется пащчат пранаяма, что буквально означает дыхательную технику, выполняемую автоматически и не требующую осознанности от самого практикующего. Эта осознанность приходит лишь через некоторое время. Но мы должны с самых первых дней практики включать в нее осознание процесса дыхания. Хатха-йога, практикуемая с постоянным осознаванием процесса дыхания, становится крийя хатха-йогой. Следующим этапом будет развитие осознавания потоков тонкой жизненной силы в теле – Праны во время выполнения асан в тех участках тела, куда она перенаправляется входом, выходом или фиксацией асаны. Практикующий начинает осознавать, что определенная поза направляет Прану в тот или иной участок тела и может почувствовать этот участок тела расширяющимся и сжимающимся, буквально вибрирующим и наполненным жизненной силой. Этот более тонкий вариант осознавания дыхания заряжает тело энергией так, что после выполнения поз человек чувствует себя не уставшим, а напротив очень энергичным. И еще одним аспектом практики крийя хатха-йоги является осознавание энергетических центров в теле – чакр, в которые направляется жизненная сила. Эти три момента: осознавание дыхания, тонких ощущений в разных участках тела и чакральной системы, отличает практику крийя хатха-йоги от обычных занятий хатха-йогой, делая ее более продвинутой. Надо отметить, что многие традиционные школы хатха-йоги используют в практике асан осознавание как дыхания, так и энергетических центров, что минимизирует различия между хатха-йогой и крийя хатха-йогой.

Крийя хатха-йога как таковая не принадлежит к корпусу традиционных практик крийя-йоги. Крийя-йогины практиковали традиционные асаны хатха-йоги, совмещая их с осознаванием дыхания, вибраций Праны в различных участках тела и в энергетических центрах. Позднее этому процессу дали имя «крийя хатха-йога». В принципе, любой человек может пойти в какую-то школу или центр, где обучают хатха-йоге и научиться делать различные асаны, в соответствии со своими потребностями. Но все же ему следует включать в практику и осознавание трех вышеперечисленных процессов: дыхания, движения Праны в теле и в чакрах. Это станет доступным через некоторое время регулярной практики.

3. Сурья Намаскара.

Перед началом практики асан, следует выполнить некоторые йогические вьяямы или упражнения. Сами асаны хатха-йоги, выполняемые без фиксации, одна за другой, становятся йогической вьяямой и известны под термином щитхили-карана вьяяма, т.е. «освобождающие» упражнения. Приветствие Солнцу, известное как Сурья Намаскара, является наилучшим вариантом йогической вьяямы. Эта практика устраняет леность, делает тело более гибким, увеличивает подвижность позвоночника и подготавливает тело к дальнейшим асанам и пранаяме. Дополнительным аспектом практики является поклонение Божественному началу, поскольку она выполняется вместе с рецитацией 12 различных мантр на каждое положение тела, каждая мантра представляет собой имя бога Солнца Сурьи, предваряемое мантрой Ом (Пранавой), а также биджа-мантрами Храм, Хрим, Хрум, Храйм, Храум и Храх. В другом варианте практики, лишь звуки Ом и Хрим предшествуют солнечным мантрам. Эти звуки создают мощные, но тонкие пранические вибрации по всему телу. Звук Хрим также является очень важным, как и Пранава. Он состоит из букв Х, Р, И, а также анусвары – носового звука, всегда принадлежащего и добавляющегося к предшествующей гласной. Хрим также называется Шакти Пранавой. Буква Х представляет Шиву, буква И представляет Шакти, а буква Р представляет огонь, свет или проявление, манифестацию. Носовая анусвара позволяет пойти по телу мощной вибрации жизненной силы. Вера, поклонение Господу и Прана оживляют все тело, органы, системы, центры нервной системы. Каждая солнечная мантра имеет свой смысл, например, «митра» означает «друг», и эти мантры должны создать соответствующие свойства и в практикующем. В некоторых школах Сурья Намаскара состоит из 10 элементов, в других – из 12-ти. Практика, состоящая из 12-ти поз представляет собой чередование таких асан, как Намаскара мудра, Ардха Чакрасана, Падахастасана, Ашва Санчаласана, Двипадасана (или Дандасана), Шашанкасана, Аштанга мудра (или Шаштанга намаскара), Бхуджангасана и Парватанасана. В 10-шаговой практике не выполняются шаги, включающие выполнение Шашанкасаны. Каждая позы выполняется либо со вдохом, либо с выдохом.

4. Щитхили-карана вьяяма.

Хотя Сурья Намаскара является полноценной практикой, можно так же выбрать для себя любой другой вариант разминочной техники – щитхили-карана вьяямы. В этой последовательности должны присутствовать упражнения для освобождения пальцев ног, голеностопов, коленей, тазобедренных суставов, поясницы, пальцев рук, запястьев, локтей, плечевых суставов и торса. Существует множество вариантов подобных последовательностей. Они могут включать в себя вытяжение рук, вращение запястий и плечевых суставов, движения руками вперед-назад, вытяжение и вращение в тазобедренных суставах, пробежки, наклоны вперед и назад, скручивания торса, потягивания (подобно большой кошке), вращения в шее, поднятие по одной ноге из положения лежа на спине, цикл Павана Муктасаны. Там, где это возможно (почти везде, кроме бега трусцой) упражнения должны выполняться на углубленном дыхании, или, по крайней мере, с постоянным осознаванием своего дыхания (как, скажем, в упражнениях с вращением стоп или ладоней). Этим упражнениям можно посвятить от 15 минут до получаса, исходя из нашего возраста, образа жизни и свободного времени.

5. Йогаасаны.

После выполнения разминочных вьяям и / или Сурья Намаскары, следует практиковать асаны, от 15 минут до получаса. Существует 84 базовые асаны, в современном же мире вследствие множества причин в разных школах можно обнаружить до 3 сотен асан и даже больше. Нельзя, однако, забывать, что главная наша цель – сохранить тело здоровым и подготовленным к медитации. В соответствии с этим мы и должны выбирать для себя асаны. Конечно, при наличии конкретного заболевания, необходимо, чтобы была подобрана последовательность асан, помогающая в излечении от этого недуга. В целом же, акцент в практике асан должен быть сделан на те позы, которые делают гибким наш позвоночник и позволяют постепенно увеличивать время неподвижного сидения в позах с прямой спиной. Следует выполнять прогибы, наклоны вперед и вбок, а также скручивания позвоночника. Полезно начать практику асан со стоячих асан, после которых выполнить асаны лёжа и сидя. Ардха Чакрасана, Падахастасана и Ардха Кати Чакрасана могут выбраны в качестве стоячих асан. В положении лёжа мы можем выполнять, к примеру, Бхуджангасану, Шалабхасану, Дханурасану, Сарвангасану, Матсиасану, Халасану и Чакрасану. В качестве сидячих асан можно выбрать Экапада Пащчимоттанасану, Пащчимоттанасану, Уштрасану, Ардха Матсиендрасану и Йога-мудру. В промежутках между асанами всегда можно выполнять расслабление в Шавасане или Макарасане. Также необходимо помнить, что в практике крийя хатха-йоги очень важно углублять вдохи при выполнении прогибов, удлинять выдохи в наклонах, а также сохранять постоянную осознанность своего дыхания во всех асанах. Не менее важно осознавать тонкие ощущения от движения в теле Праны, а также воздействие асан на чакральную систему.

P.S. Во второй части перевода – традиционная Йога-нидра, Набхи-крийя и Кхечари-мудра…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


Я не робот.

Навигация по записям