Рацион питания человека, пробующего делать что-то с собою на пути саморазвития, это тема больная и спорная.
Без лишних предисловий, хочу предложить одну точку зрения на этот вопрос. Описанную в труде Святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», в главе «О посте».
Этот труд, «Аскетические опыты» (по-русски, значит, «опыт делания», «опыт практики», «опыт упражнений») — это без всякого сомнения самая крутая духовная книга, которую мне приходилось держать в руках. Независимо от отношения к христианской традиции, с этой книгой, хотя бы с 1м томом, необходимо ознакомиться каждому, родившемуся в нашей стране. Это невероятное, невозможное никакими другими средствами, путешествие внутрь монастыря, в суть иноческой жизни, в серцевину православной духовности. Порою жесткая, строгая, очень. Если хочется хотя бы со стороны посмотреть не на то «православие», где «свечки-попы-дорогие часы», а на то, которое являлось и является реальной и мощной духовной практикой, со своими героями, посвятившими всю свою жизнь единственной цели — пути к Богу — то смотреть надо в эту книгу. Это квинтэссенция опыта многих тысяч подвижников за 2 тысячи лет развития данной духовной практики.
Так вот. Вступление затянулось. Небольшой отрывок из главы «О посте». Я его чуть удобнее переформатировал. И кое-где буду вставлять свои 5 копеек.
Сразу обратите внимание на обоснование рациона питания. Вы не увидите «жалко бедную коровку». Не прочитаете про «незаменимые аминокислоты». Не встретитесь с «наши предки всегда ели мясо». Не будет здесь и толерантности из серии «всем и всё всегда пожалуйста». Вы увидите — многосотлетний опыт практики. Вы увидите предельную практичность выбора конкретной диеты. Исходя из единственной конкретной цели. Той самой. Очистить ум. И через это — познать Его.
Итак
Самая естественная пища — та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании — пища из Царства растительного: Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь (Быт.1:29). Уже после потопа разрешено употребление мяса (Быт.9:3).
Растительная пища
Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец она — самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия.
Аргументация с позиций современного физиолога, про пары и газы, звучит неубедительно. Но вопрос не в словах. А в том, что опыт молитвенной практики однозначно говорит — только так «сохраняется чистота ума». Вот тот главный, предельно практичный, критерий. А не теория про аминокислоты, генофонды и гемоглобин.
Рыба
Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они ощутительные действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении.
Итак, рыбная пища усложняет духовную практику. Можно ли ее есть? — можно. Менее ли эффективно такое питание с позиций духовной практики? — несомненно. Теория? — нет. Опыт не одной сотни лет. В наших широтах, в том числе.
Мясо
Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она — принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно.
Вот та причина, по которой не употребляется мясо на пути духовной практики. «Отягощается мозг». Невозможно становится практиковать с такой же эффективностью, как без мяса. Всё просто. Безэмоционально. Практично.
Если же мы в миру, да еще активно физически работаем — еще понять можно. Но даже в этом случае это нежелательно.
Как! Воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее? — На это мы отвечаем словами апостола: Вся ми лет суть (то есть все мне позволено), но не вся на ползу: вся ми лет суть, но не вся назидают (1Кор.10:23). Мы уклоняемся от употребления мяса не потому, что считаем его нечистым, но потому, что оно производит особенную дебелость во всем нашем составе, препятствует духовному преуспеянию.
«Мнимые умницы» Еще раз! Вопрос не в «нечистосте». Просто опыт практики поколений однозначно говорит — употребление мяса препятствует духовному прогрессу. Точка.
Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяса, не допустила постоянного употребления, но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяса, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.
Суммарное число постных дней в году, по разным подсчетам, составляет от 1/2 до 2/3 года.
Для иночествующих запрещено употребление мяса, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы. Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу.
Почему? Дядя сверху приказал? Нет. Будешь есть мясо — будешь сильно тормозить свое развитие.
Растительная пища почта исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия (см. 2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки (Лествица. Слово 14, гл. 12).
Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.
Но каждый человек индивидуален. Возможны варианты. Послабления. Но сути это не меняет. Хочешь сохранить ум чистым и бодрым, чтобы аскеза была более плодотворной — ешь как можно больше растительного. и как можно меньше мясного.
«Если удержишь чрево, — сказал святой Василий Великий, — то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти» (Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения). Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное.
Не про «небо с нектарами и амброзиями», не про «тартар с масляными сковородками» же речь идет! Чем меньше тяжелой пищи — тем более благо-датной будет духовная практика, аскеза. Чем больше ее — тем больше страстей — т.е. страдания, ибо «страсть» по сути и есть «страдание».
P.S. Завершим словами Серафима Саровского: «Утончайте ткани памяти. Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкогольные напитки, мы огрубляем ткани памяти и о Божественном мы думать тогда не можем».
Резюме? Кушайте, что хотите. Никто вас не осудит, ибо кому дано знать текущие ваши запросы по жизни? Мне — точно нет. Не верите никому — проверяйте сами. Но проверяйте, своей практикой! Практикуйте молитву или медитацию — пару недель без мяса и рыбы, потом пару недель — с мясом и рыбой. И сами тогда делайте выводы. Но делайте — и сами. А если не хочется, если лениво — так и нет тогда темы для обсуждения. Ибо тема всегда одна — диета, способствующая духовной практике человека. Если вы не проверяете, а просто рассуждаете на тему физиологии, морозного климата, гемоглобина и прочего — так это просто другая тема, вы немножко спутали…
Я полностью согласен с тем, что только системный подход к питанию дает положительные результаты телу и души. Среда пятница постные дни, ну и мясо 1-2 раза в неделю (по потребности). Еда это потребность поддержания сил, а не распорядок жизни. Принимать пищу следует когда испытываешь чувство голода, когда без еды нет сил ( выпей прежде глоток прохладной воды и ты поймешь голоден ты или нет).