Рацион питания человека, пробующего делать что-то с собою на пути саморазвития,  это тема больная и спорная.

Без лишних предисловий, хочу предложить одну точку зрения на этот вопрос. Описанную в труде Святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», в главе «О посте».

Этот труд, «Аскетические опыты» (по-русски, значит, «опыт делания», «опыт практики», «опыт упражнений») — это без всякого сомнения самая крутая духовная книга, которую мне приходилось держать в руках. Независимо от отношения к христианской традиции, с этой книгой, хотя бы с 1м томом, необходимо ознакомиться каждому, родившемуся в нашей  стране. Это невероятное, невозможное никакими другими средствами, путешествие внутрь монастыря, в суть иноческой жизни, в серцевину православной духовности. Порою жесткая, строгая, очень. Если хочется хотя бы со стороны посмотреть не на то «православие», где «свечки-попы-дорогие часы», а на то, которое являлось и является реальной и мощной духовной практикой, со своими героями, посвятившими всю свою жизнь единственной цели — пути к Богу — то смотреть надо в эту книгу. Это квинтэссенция опыта многих тысяч подвижников за 2 тысячи лет развития данной духовной практики.

Так вот. Вступление затянулось. Небольшой отрывок из главы «О посте». Я его чуть удобнее переформатировал. И кое-где буду вставлять свои 5 копеек.

Сразу обратите внимание на обоснование рациона питания. Вы не увидите «жалко бедную коровку». Не прочитаете про «незаменимые аминокислоты». Не встретитесь с «наши предки всегда ели мясо». Не будет здесь и толерантности из серии «всем и всё всегда пожалуйста». Вы увидите — многосотлетний опыт практики. Вы увидите предельную практичность выбора конкретной диеты. Исходя из единственной конкретной цели. Той самой. Очистить ум. И через это — познать Его.

Итак

Самая естественная пища — та, которая назначена человеку Создателем немедленно по создании — пища из Царства растительного: Сказал Бог праотцам нашим: Се, дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного, вам будет в снедь (Быт.1:29). Уже после потопа разрешено употребление мяса (Быт.9:3).

Растительная пища

Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее действуют на него; наконец она — самая здоровая, как наименее производящая слизей в желудке. По этим причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком; при употреблении ее слабее действуют страсти, и человек более способен заниматься подвигами благочестия.

Аргументация с позиций современного физиолога, про пары и газы, звучит неубедительно. Но вопрос не в словах. А в том, что опыт молитвенной практики однозначно говорит — только так «сохраняется чистота ума». Вот тот главный, предельно практичный, критерий. А не теория про аминокислоты, генофонды и гемоглобин.

Рыба

Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных морских рыб, уже совсем другого свойства: они ощутительные действуют на мозг, тучнят тело, горячат кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при частом и постоянном употреблении.

Итак, рыбная пища усложняет духовную практику. Можно ли ее есть? — можно. Менее ли эффективно такое питание с позиций духовной практики? — несомненно. Теория? — нет. Опыт не одной сотни лет. В наших широтах, в том числе.

Мясо

Эти действия несравненно сильнее от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей особенную дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень отягощают мозг. По этой причине она вовсе не употребляется монахами; она — принадлежность людей, живущих посреди мира, всегда занятых усиленными телесными трудами. Но и для них постоянное употребление ее вредно.

Вот та причина, по которой не употребляется мясо на пути духовной практики. «Отягощается мозг». Невозможно становится практиковать с такой же эффективностью, как без мяса. Всё просто. Безэмоционально. Практично.

Если же мы в миру, да еще активно физически работаем — еще понять можно. Но даже в этом случае это нежелательно.

Как! Воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете употребление ее? — На это мы отвечаем словами апостола: Вся ми лет суть (то есть все мне позволено), но не вся на ползу: вся ми лет суть, но не вся назидают (1Кор.10:23). Мы уклоняемся от употребления мяса не потому, что считаем его нечистым, но потому, что оно производит особенную дебелость во всем нашем составе, препятствует духовному преуспеянию.

«Мнимые умницы» Cool Еще раз! Вопрос не в «нечистосте». Просто опыт практики поколений однозначно говорит — употребление мяса препятствует духовному прогрессу. Точка.

Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями своими, разрешив христианам, живущим посреди мира, употребление мяса, не допустила постоянного употребления, но разделила времена мясоядения временами воздержания от мяса, временами, в которые вытрезвляется христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.

Суммарное число постных дней в году, по разным подсчетам, составляет от 1/2 до 2/3 года.

Для иночествующих запрещено употребление мяса, дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена мясоядений. В известные времена и дни им разрешается употребление рыбы. Но наибольшее время они могут употреблять только одну растительную пищу.

Почему? Дядя сверху приказал? Нет. Будешь есть мясо — будешь сильно тормозить свое развитие.

Растительная пища почта исключительно употребляется самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо ощутившими в себе хождение Духа Божия (см. 2Кор.6:17), по вышесказанному удобству этой пищи и ее дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки (Лествица. Слово 14, гл. 12).

Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.

Но каждый человек индивидуален. Возможны варианты. Послабления. Но сути это не меняет. Хочешь сохранить ум чистым и бодрым, чтобы аскеза была более плодотворной — ешь как можно больше растительного. и как можно меньше мясного.

«Если удержишь чрево, — сказал святой Василий Великий, — то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь жертвою смерти» (Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения). Под именем рая здесь должно разуметь благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти состояние страстное.

Не про «небо с нектарами и амброзиями», не про «тартар с масляными сковородками» же речь идет! Чем меньше тяжелой пищи — тем более благо-датной будет духовная практика, аскеза. Чем больше ее — тем больше страстей — т.е. страдания, ибо «страсть» по сути и есть «страдание».

P.S. Завершим словами Серафима Саровского: «Утончайте ткани памяти. Употребляя мясо, рыбу, яйца, алкогольные напитки, мы огрубляем ткани памяти и о Божественном мы думать тогда не можем».

Резюме? Кушайте, что хотите. Никто вас не осудит, ибо кому дано знать текущие ваши запросы по жизни? Мне — точно нет. Не верите никому — проверяйте сами. Но проверяйте, своей практикой! Практикуйте молитву или медитацию — пару недель без мяса и рыбы, потом пару недель — с мясом и рыбой. И сами тогда делайте выводы. Но делайте — и сами. А если не хочется, если лениво — так и нет тогда темы для обсуждения. Ибо тема всегда одна — диета, способствующая духовной практике человека. Если вы не проверяете, а просто рассуждаете на тему физиологии, морозного климата, гемоглобина и прочего — так это просто другая тема, вы немножко спутали…