О Йога-сутрах бытует одно, весьма распространенное мнение. Кратко оно заключается в том, что этот текст не для «простого смертного». Что он рассказывает о пути и о достижениях, очень далеких от современного человека. Что Йога-сутры не могут ни в коей мере быть учебником по йоге. Что там не говорится, как стать счастливее в этой жизни. А описывается процесс сознательного умирания…

Я не могу в полной мере согласиться с этим мнением.

Дело в том, что главным объектом, который обсуждается в Йога-сутрах, не является «просветление». Не является Самадхи. Не являются сверх-способности. Главным предметом, вокруг работы которого построен весь текст, является Читта.

Читта переводится на европейские языки как «сознание», или «даже материя сознания». Но реально глубину этого термина не может передать ни один язык, кроме санскрита. Если не вдаваться в подробности, то Читта – это все наше сознательное, подсознательное и бессознательное. Это наше чувство «я», эго, наше мышление и эмоции. В ней же – отпечатки наших прошлых поступков, наша карма.

Читта разбросана по всему тексту. Ее колебания, направление внутрь самой себя, ее умиротворенное и радостное состояние, ее движение к Самадхи, отпечатки в ней, растворение в ней органов чувств, концентрация на одном месте, ее различные изменения, ее познание, перемещение в другое тело… и далее, и далее. И Патанджали не случайно начинает текст именно с Читты. Не с Духа (Пуруши). Не с тела. Не с дыхания. А самого главного. С Читты.

То, что в современном мире носит название «психология», в 99% случаев реально является «читто-логией», попыткой понять ту или иную сторону функциональных изменений сознания. Ее появление не случайно. Средний запрос человека: «Объясните, ради Бога, почему я делают вот это именно так, снова и снова, хотя вроде бы хочу совершенно другого», требует ответа…

Йога является наукой изучения функциональных изменений материи сознания (или, проще говоря, Читты), опыт которой на тысячи лет превышает опыт любого современного течения психологической мысли. Но не нужно думать, что несколько тысяч лет назад основные проблемы и недовольства человека сильно отличались от современных. Не нужно думать, что тогда все были либо темными и отсталыми, либо почти все ходили просветленными – это две крайние точки зрения, одинаково далекие от реальности. Не нужно думать, что ученики Христа были простыми людьми, рыбаками и т.д., а учениками Гурудэвов времени Патанджали были уже почти ангело-подобные создания. Нет, они тоже были людьми, как и все мы, вставшими на путь самосознания.

И поэтому в Йога-сутрах не в одном, и не в двух местах, а гораздо чаще, встречаются рекомендации, которые может применить к своей жизни обычный человек. А не йогин, достигший первых ступеней Самадхи и двигающийся дальше. Для таких – конечно, объяснено будет гораздо больше. Но многие места Йога-сутр являются конкретными практическими рекомендациями, которые можно и нужно практически «в лоб» применять «обычному человеку» к своей жизни, прямо сейчас, прямо здесь.

Кстати, немного отклоняясь в сторону, такое отношение к текстам весьма распространено. Я уже задавал этот риторический вопрос: «Сколько христиан действительно используют слова Христа как прямой призыв к действию? Как слова Учителя, Высшего Учителя, которым нужно следовать на протяжении всей жизни? Сколько таких христиан?» Ответ — ни для кого не секрет. Крайне мало. Это поймет любой человек, который возьмет на себя труд выписать изречения Христа на один лист бумаги. А потом посмотрит на пути развития европейской (христианской) цивилизации…

Главная задача нашего курса – показать и объяснить именно это. Дать прожить и прочувствовать возможность применения Йога-сутр в своей жизни любому человеку, практикующему йогу. И не практикующему тоже, зачастую эти рекомендации далеко выходят за границы «практики йоги» и охватывают всю человеческую жизнь.

Я приведу сейчас лишь 1 пример, чтобы не быть голословным. На основании самого популярного перевода ключевой шлоки I:2, («йога есть прекращение деятельности сознания») часто делается вывод, что весь текст – только об этом. О том, как «убить себе ум», другими словами. Но это иллюзия. Силовое подавление во-первых, невозможно, во-вторых, полностью противоречит Ахимсе, непричинению вреда, ключевому понятию в йоге. В Йога-сутрах описывается весь путь. Путь от обыденного сознания, через состояние сверх-сознания, к состоянию естественного сворачивания сознания «к своему источнику» и полному раскрытию Истинной природы Духа. Там не говорится, что все читта-вритти должны быть прекращены, сразу и резко, еще раз, это невозможно. Не случайно эти вритти, колебания Читты, классифицируются. Это подобно сортировке мусора. Сначала нужно очиститься от самого грязного, черного и мешающего движению вверх – это «клишта-вритти». Как? В том числе, постепенно заменяя их на «аклишта-вритти», на колебания, страдания уже не несущие. Если точнее – несущие меньше страдания, чем первые, ибо «для мудреца все есть страдание». Пока работает Читта – страдание будет приходить. Но страдание от ревности и гнева и страдание от любви и ясности – это немного разные уровни страдания, в этом нет никаких сомнений.

И есть афоризмы, в которых Патанджали напрямую и недвусмысленно предлагает развивать определенные читта-вритти, определенные состояния сознания. Я подчеркиваю – не прекращать, не уничтожать, а развивать! К примеру, шлоки 33 и 34 второй главы представляют читателю конкретную технику, которая называется Пратипакша Бхаванам. Она заключается в сознательном культивировании в себе тенденций, противоположных насилию и прочему вредоносному, в момент появления этих негативных состояний в сознании! А также в размышлении над тем, какое страдание может принести следование за негативными тенденциями Читты. И этим ослабляя остроту конфликта.

Это – предельно конкретная техника развития в себе определенных читта-вритти. Основанная на понимании, что один вид читта-вритти другому рознь. На знании, что чем более негативным и деструктивным является колебание сознания, тем оно сложнее контролируется и устраняется! Поэтому путь – это не аннигиляция всего и сразу атомной бомбой, как считают некоторые западные активисты. А постепенная замена «негативных» состояний на «позитивные». С уже последующим, медленным, длительным и поэтапным, сворачиванием любых проявлений сознания, для реализации истинной Духовной природы.

Но как же часто мы читаем подобное – и не видим в этом практического зерна. Говорим, что это «невозможно». Что это противоречит «человеческой природе» (реально – противоречит животной части человеческой природы). Что это иллюзия, сказка, непрактично, ненаучно и пр. И именно этим и уничтожаем собственную возможность двигаться вперед. Как уничтожают себя читающие слова Христа «не суди» – и продолжающие судить других, осуждать и высказывать всевозможные суждения о других людях. Исходя, например, из того, что «общественная жизнь этого требует». Где «общественная жизнь» – а где Христос?..

Так что никто не говорит, что начать пытаться реализовывать это в жизни — легко. Следовать практическим рекомендациям Йога-сутр – предельно сложно, это требует постоянного внимания, осознанности, памятования, самоанализа. Без регулярных медитаций или молитвенной практики это еще на порядок сложнее. Но это – не невозможно. Пусть это получается на сотую долю процента – но это нужно делать. Только так мы можем превратить красивую фразу «вся жизнь есть йога» в наш личный, конкретный опыт. В котором будет такая Сила, что уже ничто не сможет свернуть человека с пути.