Комментарий института Кайвальядхама, Лонавла, автор — доктор Карамбелкар, профессор и опытный йога-садхака.

Обратите внимание на использование понятия «доша«. Это «повреждение», «порок», также при желании можно перевести и как «грех», суть одна. Про эти же 6 дош ума пишет в комментариях к Бхагавад Гите великий Парамахамса Йогананда (см. комментарий к шлоке I:9, начиная со страницы 90). Так что надо понимать, что:

1) Доши — это не «аюрведический гороскоп», а повреждение нашей природы. ЛЮБОЙ человек, рожденный в теле, имеет определенную конституцию дош даже на физическом уровне, что предрасполагает к определенным заболеваниям. То же самое реализуется на уровне сознания. Кому знакомы христианские концепции — можно вспомнить про «первородное повреждение» (которое не совсем верно, по западным «стандартам» стали называть «первородным грехом», что неточно передает смысл). Это та же самая идея: тленность, смертность и страстность (подверженность страстям, т.е. страданию) человека вследствие «грехопадения», в общем, соединения Души с материальным миром…
2) Стоит обратить внимание на их проявления в сознании. Любая «внешняя» практика без внимания к этим 6-ти дошам ума может не только не продвигать человека вперед, но и больше опутывать сетями. Сетями страсти. Гневливости. Гордыни. И т.д. — см. ниже.

Итак.

III:50. tad-vairagyaad-api dosa-bija-ksaye kaivalyam

Перевод: Посредством вайрагьи (непривязанности и отречения) по отношению даже к ним (сверх-способностям всемогущества и всезнания, описанным в предыдущей шлоке) устраняются даже семена дефектов (дош), результатом чего является Кайвалья.

Комментарий: Все вибхути (сверх-способности, возникающие вследствие практики самъямы — 3х высших ступеней йоги, соединенных в единый процесс дхарана-дхьяна-самадхи) для обычного человека выглядят как чудеса и тот, кто использует их для мирских целей, становится очень могущественным. Поэтому часто отмечается, что существует большая опасность для йогина привязаться к этим способностям и начать использовать их для реализации собственных материальных желаний. Наибольшая вероятность этого, несоменно, связана со сверх-способностями всемогущества и всезнания, которые упоминаются в предыдущей (III:49) шлоке. Йогин, поддавшийся этому, становится пракрити-лайиком или видехой, «малым богом» (см. I:19), поскольку он достигает различения между Пурушей и Пракрити, но оказывается все еще неспособным достичь окончательного освобождения — Кайвальи. Это произойдет, если в нем по-прежнему будут проявлены «шесть врагов» человека, хорошо известные «шесть дош ума», 6 слабостей или поврежденностей человеческой природы, а также их первопричина — клеши, главной из которых является а-видья (неведение).

6 ДОШ УМА таковы:

1) Kama — желания, страсть;
2) Krodha — гнев;
3) Lobha — жадность;
4) Moha — заблуждение;
5) Mada — тщеславие и эгоизм;
6) Matsara — зависть и ревность.

Чем более проявлены в сознании человека эти доши (поврежденности) ума, тем более выраженными будут мирские привязанности. Если практикующий развил в себе высокую степень вайрагьи, тогда эти 6 дош, т.е. 6 негативных и деструктивных тенденций, а также клеши будут проявлены в нем предельно слабо. Однако для полного их устранения должна быть устранена авидья. Когда уйдет это семя, порождающее дефекты («dosa-bija»), только тогда будут устранены все препятствия к достижению окончательного освобождения — Кайвальи, именно это утверждается в данной шлоке. Но этот корень всех проблем человека, это семя, порождающее дефекты (доши), т.е. авидью, устранить крайне сложно (в шлоке II:25 прямо утверждается, что с исчезновением авидьи достигается Кайвалья). Но йогин только тогда будет готов к этому, если он сумел развить в себе очень высокую степень вайрагьи, близкую к предельной, описанной в шлоке I:16 (состояние полной непривязанности к трем гунам и осознания благодаря этому природы Пуруши). Лишь в этом случае он сможет не поддаться привязанности к сверх-способностям всемогущества и всезнания, описанным шлокой ранее, и полностью отречься от них. Это продемонстрирует, что даже тончайший след авидьи устранен, поскольку если уровень вайрагьи будет недостаточным, отречься от способностей, делающих йогина всемогущим полу-Богом будет невозможно. Итак, исчезновение семени, которое порождает дефекты-доши (т.е. авидью), приводит к Кайвалье.

Эта шлока демонстрирует роль сверх-способностей («вибхути») в практике йоги. Хотя йогин в идеале и не использует их для своих целей, он должен от них отречься, а для этого он как минимум в начале должен в себе их развить! (это своего рода «тест на пригодность» к Кайвалье). Только после этого будет достигнут необходимый уровень вайрагьи, т.е будет реализовано состояние Кайвальи — окончательного освобождения.