6b12e0Текущее положение дел человека – неудовлетворительно.

Так было всегда, во все времена. В этом сходятся все религиозные и философские школы мысли. Я – человек. Это неразрывно связано с недовольством. Болью. Страданием. Неудовлетворенностью.

Давайте немного поколдуем над одним из этих слов. «Недовольство».

Недовольство – ежедневный опыт каждого из нас. В разные дни мы можем быть недовольны разным. Близкими. Учителями. Правительством. Пробками. Ценами. Климатом. Программой телепередач. Сервисом. И бесконечным количеством других вещей и явлений.

Но никто не сможет оспорить, что сам факт недовольства есть неотъемлемая часть каждого нашего дня. И это неприятно. Это не нравится. Хочется, чтобы этого не было. Но не тут то было…

В слове недовольство очевидны три составные части:

1. «Не-» – отсутствие чего-то.

2. «до-» – достаток, присутствие чего-то.

3. «воль-…» – «воля», т.е. свобода.

Таким образом, «недовольство», по сути, означает отсутствие достатка свободы. Другими словами, недовольство буквально означает связанность, ограниченность, несвободу.

Свобода и недовольство, таким образом, являются диаметрально противоположными понятиями и переживаниями человека. Чем больше человек при-волен, тем меньше он недо-волен. Ибо привольность и есть свобода.

Но что же ограничивает человека? Что его связывает? Что лишает его привольности?

1. Внешний мир. Обстоятельства. Короче говоря – бытие.

2. Внутренний мир человека, характеристики его мыслительного аппарата. Т.е. сознание.

Бытие и сознание. Вечный вопрос философов разных мастей – сознание определяет бытие, или наоборот…

Современному человеку в общем свойственно считать, что ограничивает его именно пункт 1. И все свои старания он преимущественно направляет на изменение внешних обстоятельств. Если не может изменить – на высказывание своих недовольств, чтоб хоть немного «полегчало». Плохой климат – уедем в Гоа. Плохой президент – буду размещать в соц.сетях разные ироничные картинки с ним. Плохие дети – буду их «перевоспитывать». Плохие родители – не буду с ними общаться. И так со всем.

Вопрос, сделало ли это кого-то счастливее – непопулярен. Каждому очевидно, что глобально – нет. Уехал – придется возвращаться (а если не придется – тоска замучает, по «березкам»). «Повоспитывал», наорал – потом совесть мучает. Это может временно ослабить недовольство чем-то. Но неизбежно породит недовольство чем-то еще (рейс в Гоа задержат…)

И вопрос этот – очень непопулярен, говоря откровенно. Ибо все понимают, что решить проблему недовольства из внешнего мира не получается. А как по-другому – вообще темный лес, нас с детства этому не учили.

По-другому, это вспоминая о пункте 2.

Ни для кого не секрет, что идентичные внешние обстоятельства могут приводить у двух разных людей к совершенно разному реагированию на них. Но обычно мы воспринимаем это как некую «данность». Хотя это лишь отчасти так. Работа с пунктом 2 возможна – и не менее активная и разнообразная, чем с пунктом 1. И самым очевидным стимулом попробовать и это является тот факт, что на пути уменьшения недовольства через изменение внешних обстоятельств успех встречается редко и задерживается ненадолго.

Йога, будучи очень практичной и конкретной дисциплиной, не занимается решением вопроса, так что же раньше, курица или яйцо, что важнее, бытие или сознание. Она, по большому счету, сводит 2 упомянутых мною пункта (в лучших традициях восточных школ мысли, постепенно сводящих все многообразие этого мира к минимальному количеству параметров) к одному. И утверждает, что человека ограничивает и лишает свободы:

1. Характеристики его мыслительного аппарата. Его сознание.

Точка. Пункта 2 – не будет.

А все многомудрые талмуды, которые можно было бы понаписать по теме, сводит к точеной, выверенной и предельно сжатой формулировке: «Йога читта вритти ниродха».

Наиболее частым переводом этого афоризма является фраза «йога есть остановка деятельности сознания», хотя есть и масса других вариантов. Ведь санскрит является предельно многозначным языком. У каждого слова в этом утверждении – десятки разных смыслов. Но суть – сохраняется.

Через обретение контроля, способности управлять, понимать свое сознание, приходит йога, т.е. свобода от вовлечения в бытие, т.е. несвязанность индивида внешними обстоятельствами. Об этом говорит следующий афоризм Йога-сутр. Предельная несвязанность – есть предельная свобода. Освобождение. Эмансипация. Просветление. Так, всего в двух коротких утверждениях, дается путь. Путь от связанности – к свободе. От недовольства – к освобождению.

От страдания. От боли. От недовольства. От неудовлетворенности.

Путь неблизкий – но начинается всегда с первого шага. И делать его надо любому, кто уже почувствовал, что сколько лет живу – а недовольство жизнью и собой в ней едва ли уменьшается. А скорее – усиливается. Значит, привычные методы (недоволен – меняй окружение) не работают. Значит, если я человек думающий и анализирующий, пора искать что-то иное.

Вся йога – и есть это «другое».

Но справедливо возникает вопрос. А не является ли это просто еще одним, изощренным, способом побега от реальности?

Нет. Если кратко, то йога постепенно освобождает от связанности внешними обстоятельствами в том смысле, что человек учится не реагировать автоматически и рефлекторно на определенные события в жизни. Раньше он в ответ на толчок в метро всегда ругался в ответ. А теперь — нет, остается спокойным. Раньше, когда на дороге его подрезали — он через 5 минут подрезал сам и нервничал. Сейчас — желает поскорее добраться тому, кто в спешке его подрезал, а сам остается в комфортном состоянии и никого не подрезает сам. Он в полной мере остается в мире вещей и событий. Но из-за того, что ум постепенно тренируется, он может оставаться счастливым все большее количество минут своей жизни, НЕЗАВИСИМО от внешних обстоятельств.

ПРОДОЛЖЕНИЕ!