Написав предыдущий текст, я задумался над одним простым вопросом. А где во всем этом, описанном мною, место – Богу?

Вопрос возник, конечно, из-за моего индивидуального восприятия йоги. Спасибо старику Патанджали – ввел Ишвару в свой текст, так что всегда можно сослаться на классиков. В самом-самом начале моей практики асан, это был просто взрыв осознания. Оказывается, тело не отделяет меня от Него. Оказывается, тело может вести – к Нему. Это было с самого первого дня истиной, не требующей внешнего подтверждения. Понятия не имею, почему. Но было. И остается.

На следующий же день после появления в голове этого вопроса – получил ответ. Просматривая книгу Свами Шивананды, купленную лет 8 назад. Тогда не впечатлившую. Сейчас – исчерканную за 2 дня бесчисленными карандашными отметками.

Цитата: «Ученик должен быть безмятежным. Божественный Свет нисходит только в безмятежный ум».

Что такое «безмятежный ум»? Уже понятно. «Мятеж» = «волнение» (см. словарь синонимов русского языка). «Без-мятежный», т.е. лишенный волнений – означает «ни-вритти». Безмятежный ум – это и есть читта-вритти ниродха.

И сразу всплыло одно из любимых мест из Бхагавад Гиты. Из 6й главы. (Да, кстати, если у кого еще есть в голове идея, что Бхагавад Гита – это религиозный или философский текст – выкиньте эту идею в мусорное ведро. Это технический и практический текст. Не менее конкретный и применимый в сейчас и здесь, чем Йога-сутры. Это так, к слову).

Цитата (шлоки 6:20-23, перевод Д.Бурба): «Тогда духовной радостью успокаивается мысль йога, контролируемая практикой йоги, когда удовлетворенная в себе душа, увидев Высшую душу, испытывает безграничное счастье – то, <…> познав которое, он не отклоняется от Истины. Обретя которое <…>, человек не обеспокоивается даже сильными страданиями. Следует знать, что такое освобождение от уз страданий есть йога».

Или в форме блок-схемы. Вот так:

Мысль контролируется йогой => духовная радость => знание Высшей души => счастье => освобождение от страдания.

Что здесь важно? В санскритском оригинале «успокаивается мысль» выглядит так: «читтам нируддхам йогасевайа». Знакомые слова, не так ли? Вследствие этого – духовная радость познания Высшей души, т.е. Бога. Что несет – освобождение от страдания.

Свами Шивананда сказал именно это. Немного другими словами.

И это место, где соединяются Йога-сутры и Бхагавад Гита. Где соединяются Йога-сутры и вера в Бога.

Контроль деятельности сознания, устранение суеты ума, короче, состояние читта-вритти ниродха, состояние йоги – не означает, что это ведет к превращению человека в холодного и бесполезного для общества субъекта, сидящего пеньком, поросшего мхом и смотрящего на кончик носа.

Состояние йоги дает познание Бога, соединение с Ним. Тех-ни-чес-ки.

По крайней мере, об этом говорят Гита и Йога-сутры, рассматриваемые вместе. И Свами Шивананда.

И это тот самый ответ на мой вопрос, который я задал в самом начале.